Предыстория

Создателем данной истории является великий французский писатель 19 века, поэт, прозаик и драматург, глава и зачинатель эпохи Романтизма в литературе Викто́р Мари́ Гюго́ (26.02.1802, Безансон - 22.05.1985, Париж). Самым крупным и полноценным, самым первым историческим романом, безусловно считается "Собор Парижской Богоматери". Этот роман опубликован в 1831 году в марте.

Начало работы над “Собором Парижской Богоматери” относится к 1828 году. Обращение Гюго к далекому прошлому было вызвано тремя факторами культурной жизни его времени, широким распространением исторической тематики в литературе, увлечением романтически трактуемым средневековьем, борьбой за охрану историко-архитектурных памятников. К середине 1828 года замысел произведения настолько прояснился для писателя, что он набросал его план на бумаге. В этом первом сценарии отсутствует Феб де Шатопер, центральным звеном романа является любовь к Эсмеральде двух лиц – Клода Фролло и Квазимодо. Эсмеральду обвиняют лишь в чародействе (а не в убийстве капитана Шатопера), и влюбленному в нее поэту Гренгуару удается на время оттянуть трагическую развязку, подменив собой цыганку в железной клетке, куда она брошена по приказу короля, и пойдя вместо нее на виселицу, интересно отметить, что в сценарии уже присутствовала осада Собора Парижской Богоматери толпой бродяг.
В качестве главного героя, писатель вывел именно готический собор Парижа, который в то время подвергался сносу, либо модернизации. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. 


В русском переводе отрывки из романа появились уже в год его официального выхода, в журнале "Московский телеграф, далее продолжали появляться уже в 1832 году в журнале "Телескоп". Из-за цензурных препятствий русский перевод полностью появился не сразу. Первый полный перевод «Собора Парижской Богоматери» (вероятно, Ю. П. Померанцевой) появился в журнале братьев Достоевских «Время» только в 1862 году, а в 1874 году был переиздан отдельной книгой. По мнению критиков «Собор Парижской Богоматери» и архаичен, и современен. Роман в любом возрасте волнует сердца его читателей и зрителей. Он показывает историю Парижа, историю Собора и глубокий внутренний мир простого человека, раскрытый во всё его многообразии. Гюго дал контраст чудовищного (Квазимодо) и прекрасного (Эсмеральда), поднял чудовищное до прекрасного и так пришёл к торжеству добра. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий